Страница 1 из 1

Современная религиозная принадлежность населения Словакии

СообщениеДобавлено: 13 июл 2008, 20:57
Nibiru

По данным переписи 2001 г., постоянное население Словакии составило 5 379 455 человек. Из них 3 708 120 человек, или 68,9 %, назвали себя римо-католиками, 372 858, или 6,9 %, – лютеранами, 219 831, или 4,1 %, – греко-католиками, 109 735 человек, или 2 % – приверженцами Реформатской Церкви, 50 363, или 0,94 %, – православными. Кроме того, в стране живут 20 630 Свидетелей Иеговы, 7 347 приверженцев методистской Церкви, 6 519 сторонников "Христианских корпусов", 3 905 приверженцев Новоапостольской Церкви, 3 562 баптиста, 3 429 адвентиста седьмого дня, 3 217 приверженцев Церкви Братьев, 2 310 иудеев, 1 733 старокатолика, 1 696 чешских гуситов. У всех остальных религиозных групп 6 294 приверженца.

Согласно итогам той же переписи, 697 308 жителей Словакии, или 13 %, назвали себя не принадлежащими ни к одной религии и еще 160 598, или 3 %, не смогли определить, к какой религии они принадлежат. Тот факт, что "не определившиеся" – это те же неверующие, доказывают результаты опроса Института социологии Академии наук Словакии в 1998 г., когда приверженцами той или иной религии назвали себя 83 % жителей, а не исповедующими никакую религию – 16,3 %.

Изменение религиозной принадлежности в XX веке

По переписи 1930 г. 71,6 % жителей Словакии (включая Закарпатье) были римо-католиками, 6,42 % – греко-католиками, 12,02 % – словацкими лютеранами, 4,38 %– реформатами (в основном это венгры), 4,1 % – иудеями и 0,4 % – немецкими лютеранами. В Словакии тогда было 145 583 православных, из них 117 897 – в Закарпатье. Лишь 0,51 % населения назвали себя неверующими. К 1950 г. резко снизилась доля иудеев (по причине Холокоста), упало и количество греко-католиков и православных из-за присоединения Закарпатья к СССР, исчезли немецкие лютеране (из-за их депортации в Германию), доля словацких лютеран выросла до 12,9 %, реформатов – упала до 3,2 %.

В 1991-2001 гг. доля римо-католиков выросла с 60,4 % до 68,9 %, греко-католиков - с 3,4 % до 4,1 %, приверженцев Евангелической Церкви Аугсбургского вероисповедания (лютеран) - с 6,2 % до 6,9 %, реформатов - с 1,6 % до 2,0 %, православных - с 0,7 % до 0,9 %. Несмотря на вроде бы имевший место рост религиозности, доля тех, кто твердо заявил о своей непринадлежности ни к одной религии, выросла с 9,8 % до 13 %. В то же время количество тех, кто не смог ответить на вопрос о религии, снизилось с 17,4 % до 3 %. В 1991 г. в Словакии было 22 тысячи Свидетелей Иеговы, 2,5 тысячи баптистов, 2 тысячи "Братьев", 1,7 тысячи адвентистов седьмого дня, 1,2 тысячи приверженцев Новоапостольской Церкви, 1,1 тысячи методистов, 1,5 тысячи иудеев, 0,9 тысяч старокатоликов, 7 тысяч членов "Христианских корпусов", 0,7 тысяч гуситов – кроме иеговистов, численность всех их выросла через десятилетие в 1,5-3 раза.

Религии в регионах Словакии

Римо-католики преобладают во всех краях Словакии, составляя от 78,3 % в западном Трнавском до 59,5 % в восточном Кошицком. Если же рассматривать Словакию в разрезе более мелких районов, то доля римо-католиков колеблется от 97,6 % в северо-западном Наместово (в Жилинском крае) до 8,2 % в Медзилаборце (в Прешовском крае).

Лютеран больше всего в центральном Банскобыстрицком крае (13 %), меньше всего – в южном Нитрянском (3,4 %). Из районов лютеране составляют 60 % в Мыяве (Тренчянский край) и 0,2 % в Снине, Медзилаборце (Прешовский край) и Чадце (Жилинский край).

Греко-католики и православные составляют наибольший процент в Прешовском (15,3 % и 4 %) и Кошицком (11 % и 1,8 %) краях, наименьший – в Трнваском, Тренчянском Нитрянском (по 0,2 % и 0,1 %) и Жилинском (0,3 % и 0,1 %) краях. В районе Медзилаборце греко-католики составляют 55,5 %, православные – 29 %.

Реформатов больше всего в пограничных с Венгрией Кошицком (6,4 %) и Нитрянском (4,7 %) краях, меньше всего в Жилинском (0 %), Тренчянском и Прешовском (по 0,1 %) краях.

Иеговистов больше всего в Кошицком крае (0,9 %), меньше всего – в Трнавском, Тренчянском и Жилинском краях (по 0,2 %). По районам их доля колеблется от 1,9 % в Собранце и Требишове (Кошицкий край) до 0,1 % в большинстве районов Тренчянского и Жилинского краев.

Наибольшая доля неверующих в Братиславском крае (25 %, вместе с неопределившимися – 29,5 %), наименьшая – в Прешовском крае (5,6 %, вместе с неопределившимися – 7,7 %). По районам больше всего неверующих в Братиславе-5 (32,6 %, вместе с неопределившимися – 37,1 %), меньше всего – в Наместово (1,1 %, вместе с неопределившимися – 1,9 %). Вообще доля неопределившихся высока в тех краях и районах, где высока доля неверующих, и снижается примерно пропорционально снижению числа нерелигиозных жителей, что лишний раз доказывает практическое тождество этих групп населения.

Религиозность населения Словакии

По данным международного исследования ценностей, проведенного в 1995-97 гг., 47 % словаков посещали церковь раз в неделю и чаще – Словакия по этому показателю занимала 8-9 место (наряду с Португалией) из 59 стран мира, где проводилось исследование, причем из 35 стран Европы более активно посещающими церковь оказались только ирландцы, поляки и жители Северной Ирландии.

Уровень посещения церквей сильно колеблется в зависимости от религиозной конфессии: так, по данным опроса Института социологии Академии наук Словакии, в 1998 г. церкви посещали раз в месяц и чаще 54 % католиков и 22 % лютеран.

Доля жителей, доверявших Церкви полностью и в достаточно большой степени, в Словакии в 1990 г. составляла 49 % – по этому показателю Словакию опережали 11 из 23 стран (Италия, Испания, Португалия, Северная Ирландия, Ирландия, США, Канада, Исландия, Венгрия, Польша, Румыния), в которых проводилось Европейское исследование ценностей; на уровне Словакии находились Франция (49,6 %) и Бельгия (49,4 %).

Церковь и государство

На момент переписи 2001 г. в Словакии были официально зарегистрированы 15 религий (они перечислены в начале статьи). Чтобы зарегистрировать новую религию, ранее не существовавшую в стране, закон 1991 г. требует предоставить список 20 тысяч постоянных членов новой религиозной организации (стоит ли говорить, что за прошедшие 12 лет ни одна новая религиозная организация не смогла этого сделать). Тем не менее, правительство в 2001 г. добавило к числу зарегистрированных и Новоапостольскую Церковь, ставшую 16-й зарегистрированной конфессией страны. Закон позволяет всем церквям и религиозным общинам приглашать иностранных миссионеров без каких-либо ограничений, причем миссионеры могут оставаться в стране без специального разрешения на проповедническую деятельность. Действующие в стране незарегистрированные религии государство подразделяет на 3 категории: нетрадиционные религии (Ананда Марга, Сознание Кришны, "Йога в ежедневной жизни", Ошо, Сахаджа йога, Шамбала Словакии, Шри Шинмуй и другие), синкретические религиозные организации (Церковь объединения, Церковь саентологии, Движение святого Грааля и Вера Бахаи) и христианские религиозные организации (Церковь Христа, Церкви манны, Христианские общины, назаряне, Слово жизни, Общество друзей Иисуса Христа, Меч духа, Ученики Иисуса Христа, Церковь универсальной жизни, мормоны, Миссия свободных народов и другие).

Зарегистрированные религиозные организации получают субсидии из госбюджета на содержание помещений и священнослужителей. Государство оплачивает преподавание в школах лекций по религии (по инициативе религиозных организаций в школах могут проводится дополнительные лекции, оплачиваемые уже самими организациями). Религиозные организации освобождены от части налогов и таможенных пошлин. Государство руководит деятельностью фонда "Pro Slovakia", который занимается восстановлением религиозных памятников культуры.

Закон 282/93 "О реституции коммунальной собственности" позволил всем церквям просить возвращения их собственности, которая была конфискована коммунистическим правительством, но заявку на возвращение необходимо было подать не позднее 31 декабря 1994 г. При этом Церковь не имела права требовать возвращения собственности родственных ей организаций, ныне не действующих на территории Словакии, например ордена бенедиктинцев. К 2001 г. православной Церкви передано примерно 85 % ее прежнего имущества, на которое были заявлены претензии, католическая Церковь получила более 50 % собственности и еще 12 % собственности было юридически возвращено Церкви, но пока находится в руках прежних собственников.

Принятый 31 октября 2000 г. Закон 308 "О свободе религии" позволил государству заключать соглашения с Церквями и религиозными организациями.

В 1990-е гг. в Словакии произошло значительное укрепление позиций католицизма, построено более чем 600 католических церквей, а их общее количество достигло 3 200. Закономерным итогом этого процесса стало голосование 30 ноября 2000 г. в парламенте Словакии за принятие государственного договора с Ватиканом (конкордата), обеспечившего привилегированное положение католической Церкви в республике. За конкордат голосовали 100 из 113 присутствовавших на заседании парламентариев (всего в парламенте 150 депутатов). В тот же день президент Словакии Рудольф Шустер поставил свою подпись под этим документом. Государственными праздниками Словакии объявлены главные католические праздники, заключенный в костеле брак признается равным государственному. Договор с Ватиканом бессрочен и изменить его можно только при согласии обеих сторон.

Усиление позиций римо-католиков заставило задуматься об объединении усилий словацких греко-католиков и православных. 15 декабря 2000 г. лидеры Православной и Греко-Католической Церквей подписали совместное соглашение со словацким правительством. При его подписании присутствовал премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда, который заверил присутствующих в том, что правительство будет оказывать финансовую помощь обеим Церквям. Канцлер столичного совета Православной Церкви профессор Mилан Герка заявил, что оно является первым в мире соглашением такого рода в то время, как в соседних странах православные и греко-католики заняты спорами о собственности. "Мы должны думать о будущем нашей Церкви, а не остаться навсегда с чувствами горечи и обиды", – подчеркнул он. Представитель Греко-Католической Церкви Андрей Русиняк сказал, что "обе стороны были заинтересованы в окончании разногласий, которые тянутся с конца 1980-х гг. Мы думаем, что это соглашение поможет Церквям за границей прийти к таким же решениям. Но мы также считаем, что никакое соглашение невозможно, если правительство его не поддержит. Мы можем уладить духовные вопросы, но нужна государственная помощь". Профессор Герка также добавил, что словацкое правительство ведет "мудрую политику помощи членам обеих Церквей... Мы не будем объединяться, так как это означало бы союз между католиками и православными. Но мы, конечно, станем ближе, и я твердо верю в продолжение диалога на уровне практических вопросов". Профессор Герка пожелал достигнуть такого же соглашения православным и греко-католикам Украины, если правительство этой страны пожелало бы поддержать их объединение.

В феврале 2001 г. Министерство просвещения и Институт иудаизма Словакии заключили соглашение о совместном образовательном проекте по преподаванию еврейской истории и культуры в начальной и средней школах с целью просвещения населения и пропаганды терпимости к национальным меньшинствам.

В апреле 2002 г. правительство подписало соглашение с остальными 11 зарегистрированными религиозными организациями.